Page 2
Page 3
Page 4

vuzlit.ru

Жилой район это


Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале - Все для МГСУ - Учебный портал для студентов.

Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале

Введение  в  специальность(городское строительство и хозяйство)Конспект лекций(по кафедре Городского строительства и экологической безопасности)

Понятие о жилом районе, микрорайоне и квартале.

          В градостроительстве наиболее ответственными являются выбор и организация территорий, отводимых для жилых зон. Вопросы размещения жилых зон необходимо разрабатывать в нескольких вариантах с комплексным анализом.

          Проект застройки, как проект любого сооружения, должен состоять из 2х частей – графический и текстовой. Графическая часть выполняется на топографическом плане местности и комплексно представляет принятые архитектурно – планировочные и инженерные решения. Пояснительная записка содержит обоснования и пояснения принятых решений. В практике градостроительства принята определенная система организации жилой зоны путем разделения ее территории на отдельные жилые районы, входящие в состав административных городских районов.

          Жилые районы делятся на микрорайоны, которые в свою очередь подразделяются на кварталы. Необходимо отметить, что при застройке жилого района жилыми группами численность населения каждой группы следует принимать 2 тыс. человек. В этом случае микрорайона становятся как бы промежуточной ступенью между жилым районом и жилой группой. Тогда понятие микрорайон отсутствует. Размеры жилых районов и количество населения в них могут изменяться в зависимости от конкретных условий : величины города, объектов строительства, этажности застройки и радиусов обслуживания населения.          Организация жилых районов в соответствии с санитарно – гигиеническими требованиями в основном сводится к определению:
  • А) способов расстановки зданий в зависимости от условий инсоляции, радиации, наиболее экономичного использования земли;
  • Б) способов расстановки зданий с учетом надлежащего режима проветривания;
  • В) рациональных форм и размеров изменения;
  • Г) санитарно – технического оборудования зданий.
          В жилых районах протекает 65% жизни городского населения, поэтому планировка и застройка этих районов должны учитывать как современное, так и перспективное обслуживание населения всеми видами коммунальных услуг.          Город с населением 30 – 35 тыс. человек по существу представляет один жилой район, в котором находятся все учреждения, полностью обслуживающие потребности населения. Город с населением 100 тыс. человек может иметь 2 – 3 жилых района. В этом случае обслуживающие учреждения дополняет систему повседневного обслуживания жилых районов.          В центре жилого района должны быть размещены основные организации, обслуживающие прилегающие микрорайоны. Практика показывает, что учреждения районного значения необходимо размещать в пределах пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 – 20 мин., это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует считать не более 800 – 1000 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориальную величину жилого района.          На основе практике градостроительства и расчетов по обслуживанию населения рекомендуется следующий состав необходимых учреждений периодического пользования для обслуживания жилого района :
  1. здание общественных организаций;
  2. кинотеатр;
  3. спортивные сооружения (стадион, спортзал, бассейн);*
  4. клуб (или Дворец культуры);
  5. дом детского творчества;
  6. библиотека;
  7. ресторан, кафе
  8. универсам;
  9. почта – телеграф, АТС;
  10. банковские учреждения
  11. поликлиника, аптека;
  12. предприятия бытового обслуживания;
  13. больница, диспансер, роддом;*
  14. магазины
* в зависимости от численности населения.          При объединении районных учреждений создается возможность строительства крупных зданий, обеспечивающих более экономичную их эксплуатацию. Там, например, может быть создан торговый центр в виде единого здания, включающий предприятия бытового обслуживания, почту – телеграф, аптеку, банки и т.п.

          Под микрорайоном понимается часть жилого района, в который организовано полное повседневное культурно – бытовое обслуживание населения. При проектировании микрорайонов предусматривается их расположение на межмагистральной территории, изолированной от транзитного транспортного движения. Линии массового транспорта направляемого по системе улиц жилого района, должны обеспечить равные удобства в транспортном обслуживании всех микрорайонов. Расстояния от остановок общественного транспорта не должно превышать 500 м. от наиболее удаленной квартиры жилых домов в микрорайоне.

          Размеры территории и расчетная численность населения микрорайона определяется планировочными условиями на конкретной территории. К этим условиям относятся естественный рельеф и возможности его использования, необходимость сохранения существующих зеленых насаждений и водоемов, удобство сообщений внутри микрорайона, в жилом районе и с центром города. На форму микрорайона влияет конфигурация сети магистральных улиц города.

Схема обслуживания жилого района.План жилого района в городе.1 — школы; 2 — детские учреждения; 3 — магазины,  столовые и предприятия бытового обслуживания;  4 — домоуправление; 5 — гаражи; 6 — кинотеатр; 7 — центр жилого района.

          Определение размеров микрорайона производится с учетом объемов жилищного строительства, принятой этажности, плотности жилого фонда, состава учреждений, обслуживающих микрорайон, природных и других местных условий застройки.          При составлении  проектов застройки микрорайонов особое внимание должно быть уделено правильному функциональному зонированию их территорий. При этом должны быть следующие зоны:
  • жилая зона;
  • зона школьно – дошкольных учреждений;
  • зона коммунально-бытовых учреждений;
  • зона сквера и спорт. комплекса.
          Жилую зону целесообразно размещать в периферийной части, а сквер – в центре микрорайона, предусматривая при этом возможную его связь с зелеными насаждениями, окружающими микрорайон.          Зону школьно-дошкольных учреждений необходимо изолировать от улиц с напряженным движением транспорта. Эту зону целесообразно располагать между жилой зоной и сквером с тем, чтобы изолировать детские учреждения от жилых домов и образовать со сквером микрорайона единый массив зеленых насаждений.          Практика показывает, что микрорайон должен включать следующие учреждения по обслуживанию населения :
  1. клуб;
  2. спортплощадки;
  3. детские сады, ясли и площадки;
  4. школу;
  5. поликлинику;
  6. сквер (сад)  для отдыха жителей;
  7. кафе (столовую)
  8. продуктовые магазины;
  9. предприятия бытового обслуживания;
        Обслуживающие учреждения, жилые здания и места отдыха сообщаются между собой и с городскими улицами системой проездов. Иногда подъезды к зданиям заменяются пешеходными дорожками.

          Жилой квартал представляет собой территорию, ограниченную со всех сторон улицами. В практике нашего градостроительства размеры жилых кварталов принимаются в пределах от 4 – 12 га. Наиболее распространенной формой квартала является прямоугольник. Однако формы кварталов бывают самые различные в зависимости от направлений улиц и рельефа участков. Кварталы неправильной формы сложнее застраивать типовыми зданиями, особенно на углах. Размещать кварталы следует по возможности длинной стороной вдоль магистральных улиц с целью увеличения расстояния между перекрестками.          В кварталах, помимо жилых домов, размещаются детские учреждения (детские ясли и сады), а при достаточной площади кварталов — и школы. Магазины, столовые, аптеки, парикмахерские и мастерские бытового обслуживания населения могут быть в отдельных зданиях или первых этажах жилых домов. В жилых кварталах размещаются также гаражи-стоянки для автомобилей, а также детские и спортивные площадки. Незастраиваемая часть квартала используется под зеленые насаждения, хозяйственные дворы и проезды с тротуарами. Тротуары, проезды, дворы и замощенные площадки, расположены на территории квартала, занимают до 15% его площади.          При квартальной системе застройки желательно предусмотреть специальные территории – «кварталы обслуживания», где концентрируется предприятия коммунального обслуживания населения. Кварталы обслуживания размещаются так, чтобы обслужить население прилегающих жилых кварталов в радиусе 700 – 800 м.          Важным градостроительным показателем является плотность застройки. По применяемым в нашем градостроительстве нормам допускается плотность застройки кварталов и микрорайонов поставленные в обратную зависимость от ее этажности. Чем выше застройка, тем меньшую плотность она должна иметь. Такая система нормирования плотности застройки исключает возможность переуплотнения в квартире или микрорайоне, а так же создает достаточное по размеру  озеленение территории.

Жилая площадь на 1 га. территории микрорайона:5 эт. дом – от 2800 до 3100 м2

9 эт.дом  – от 3900 до 4300 м2

          Нижний предел плотности допускается обычно в случаях застройки в сложных гидрометеорологических условиях. В настоящее время имеются тенденции к некоторому повышению плотности застройки за счет более рационального размещения зданий.

          Надо учитывать инсоляцию зданий и внутренних помещений. Оптимальной ориентацией жилых помещений для средней полосы является юго – восточная . В летнее время она создает наибольшую солнечную освещенность в утренние часы, когда температура воздуха еще не повышается. В зимнее время, когда желательно получение максимума солнечного света, эта ориентация обеспечивает это и в утренние часы и в полуденные часы вследствие более низкого стоящего солнца.

          При размещении зданий необходимо считаться с ветровым режимом на застраиваемой территории и изменениями, которые может внести в него застройка. В местностях с преобладанием сильных ветров их можно смягчать на внутриквартальной территории, применяя сплошную застройку по периметру квартала и допуская меньшие разрывы между зданиями. В местностях со слабыми ветрами желательно для усиления вентиляции кварталов избегать сплошной застройки.          Инженерная подготовка проводится до строительства жилых домов; на территории строительства к началу застройки должны быть полностью закончены работы по устройству дорог и внутриквартальных проездов, прокладки подземных инженерных коммуникаций, вертикальной планировки и озеленения.          Особо существенным для планировки является этажность зданий, поскольку она влияет на планировочную организацию застраиваемой территории. К числу инженерных условий, определяющих  этажность жилых зданий, относят: - степень несущей способности грунтов, зависящую в первую очередь от гидрогеологических и геологических данных;- наличие сейсмических, карстовых и оползневых процессов, искусственных выработок ископаемых и др.         Экономическими условиями в определении этажности зданий являются : - разница в стоимости зданий различной этажности, вытекающее из их конструктивных особенностей;- разница в стоимости общегородских устройств дорожной сети, транспорта, коммунальных сооружений и предприятий, т.к. изменения в этажности могут влиять на плотность заселения, а значит и на размеры территории города.          При определении этажности зданий всегда стремятся создать композиционно – целостный и выразительный архитектурный облик отдельной улицы, площади или набережной города. Это достигается определенным пространственным взаиморасположением зданий в сочетании с местными природными условиями. Каждое отдельное здание или сооружение всегда рассматриваются в органической связи с другими. Недостаточный учет этих обстоятельств может привести к безликой и скучной застройке.           Архитектурно-художественными условиями, влияющими на этажность застройки, являются:
  • соотношение высотных зданий и ширины прилегающих улиц. Широкая улица с малоэтажной застройкой создает невыгодное зрительное впечатление, так же как и слишком узкая улица, застроенная высокими зданиями;
  • в некоторых случаях необходимость для большей выразительности застройки введения в ее композицию зданий повышенной этажности, особенно в общественных центрах.
          Опыт градостроительства показывает, что введение в рядовую застройку зданий повышенной этажности отвечает экологическим требованиям в использовании городской территории. Здания смешанной этажности вносят в массовую застройку известное разнообразие и повышают пространственную выразительность застройки магистралей.         Понижение этажности уменьшает плотность заселения, но приводит к увеличению территории застройки, и, следовательно, удорожает стоимость благоустройства и коммунального оборудования жилой зоны. Поэтому пониженную этажность приходится допускать только в особых случаях, когда она вызвана какими – либо природными условиями, либо в малых населенных пунктах. Но и в этом случае надлежит рекомендовать строительство жилых зданий не менее 2-х этажей. Одноэтажное строительство допускается в ограниченных размерах только в районах, отводимых для индивидуальной застройки.         При застройке городов следует резервировать участки для размещения в жилых районах крупных гаражей- автостоянок для легкового транспорта емкостью не менее 500-700 автомобилей и высотой в 5 и более этажей. Следует отметить, что гаражи- стоянки небольшой емкости всегда экономически не рентабельны ни в строительном, ни в эксплуатационном отношении.  

          Гаражи-стоянки в жилых районах должны быть приспособлены для индивидуальных автомашин. При этом следует предусматривать участки постройки станций техобслуживания автомобилей с равномерным размещением их по городу.

allformgsu.ru

36. Организация жилых районов, микрорайонов

Размер территорий, занятых под жилые районы, целиком зависит от плотности насе­ления, которая в свою очередь определяется принятым процентом застройки, этажностью жилых зданий, размещением обслуживаю­щих учреждений и т. п.

Зонирование жилых районовпроизводит­ся также и по высотности застройки. В территориальной организации советских горо­дов выделяются следующие зоны:

  1. зона преобладающей многоэтажной застройки в 4–5 этажей с включением в нее по архитектурным требованиям жилых домов повышенной этажности 9–16 этажей (в больших городах);

  2. зона преобладающей малоэтажной за­стройки многоквартирными двух- и трехэтажными домами;

  3. зона преобладающей одноэтажной за­стройки с усадебными участками.

Жилые районы подраз­деляются на микрорайоны с населением при многоэтажной застройке до 6 тыс. человек, включающие комплекс учреждений повсед­невного пользования.

Жилые районы в больших городах обыч­но включают 4–6 микрорайонов

При застройке жилого района жилыми группами числен­ность населения каждой группы следует при­нимать в 2 тыс. человек. В этом случае ми­крорайоны становятся как бы промежуточ­ной ступенью между жилым районом и жилой группой. Тогда понятие «микрорайон» отсутствует. Размеры жилых районов и коли­чество населения в них могут изменяться в зависимости от конкретных условий: величи­ны города, объемов строительства, этажности застройки и радиусов обслуживания насе­ления.

Планировка новых жилых районов долж­на проводиться с полным использованием имеющегося рельефа, а также условий ориен­тации и инсоляции зданий. В соответствии с местом можно применять строчную застрой­ку, свободную живописную расстановку зданий на склонах рельефа или периметраль­ную застройку, если этого требуют климатические условия.

Организация жилых районов в соответст­вии с санитарно-гигиеническими требованиями в основном сводится к определению:

  1. способов расстановки зданий в зависи­мости от условий инсоляции, радиации, наи­более экономичного использования земли;

  2. способов расстановки зданий с учетом надлежащего вентиляционного режима (про­ветривания);

  3. рациональных форм и размеров озеле­нения;

  4. санитарно-технического оборудования зданий.

В жилых районах протекает 65% жизни городского населения: бытовые процессы, вос­питание детей, отдых, культурные развлече­ния и сон. Планировка и застройка этих райо­нов должна учитывать как современное, так и перспективное развитие обслуживания на­селения всеми видами коммунальных услуг.

Город с населением в 25–35 тыс. человек по существу представляет один жилой район, включающий все учреждения, полностью об­служивающие потребности населения. Город с населением в 100 тыс. человек может иметь примерно 2–3 жилых района. В этом случае общегородские учреждения дополняют систе­му повседневного обслуживания жилых райо­нов, так как учреждения периодического об­служивания могут быть в основном разме­щены в центре города.

В центре жилого района должны быть раз­мещены основные организации, которые об­служивают прилегающие микрорайоны. На размещение центров большое влияние оказы­вает система общественного транспорта, которая объединяет различные учреждения, об­служивающие жилые районы. Таким обра­зом, в зависимости от величины города из­меняется распределение учреждений обслу­живания. Единого способа для всех городов в размещении и объемах учреждений, обслу­живающих жилые районы, не существует. Практика показывает, что учреждения рай­онного значения необходимо размещать в пределах пешеходной доступности. Затрата времени на достижение этих учреждений не должна превышать 15 мин, это значит, что радиус действия обслуживающих учреждений следует принимать не более 800 м. Исходя из радиуса действия учреждений районного значения можно определить и территориаль­ную величину жилого района.

Под микрорайономпонимается часть жилого района, в которой организовано полное повседневное культурно-бытовое обслуживание населения. При проекти­ровании микрорайонов предусматривается, чтобы они располагались на межмагистраль­ной территории, изолированной от транзитного транспортного движения. Линии массо­вого транспорта, направляемого по системе улиц жилого района, должны обеспечить рав­ные удобства в транспортном обслуживании всех микрорайонов. Расстояние до остановок общественного транспорта не должно состав­лять более 500 м от наиболее удаленной квартиры жилых домов в микрорайоне.

Размеры территории и расчетная числен­ность населения микрорайона определяются планировочными условиями на конкретной территории. К этим условиям относятся прежде всего естественный рельеф и возмож­ности его использования, необходимость сохранения существующих зеленых насажде­ний и водоемов, удобство сообщений внутри микрорайона, в жилом районе и с центром города. На форму микрорайона в плане, кро­ме того, влияет конфигурация сети маги­стральных улиц города.

При составлении проектов застройки ми­крорайонов особое внимание должно быть уделено правильному функциональному зо­нированию территорий. При этом должны предусматриваться следующие функциональ­ные зоны:

  • жилая зона;

  • зона школ и дошкольных учреждений;

  • зона коммунально-бытовых учрежде­нии;

  • зона сада и спортивного комплекса.

Жилую зону целесообразно размещать в периферийной части, а сад – в центре ми­крорайона, предусматривая при этом возмож­ную его связь с зелеными насаждениями, ок­ружающими микрорайон.

Санитарно-гигиеническое значение зеле­ни заключается:

  1. в благоприятном влиянии на темпера­турный режим внутренних пространств ми­крорайона;

  2. непосредственной защите отдельных участков территории от излишней инсоляции (затенение проходов и мест отдыха);

  3. в уменьшении очагов образования пыли;

  4. в положительном психо-гигиеническом воздействии на человеческий организм;

  5. в возможности пребывания жителей на воздухе и организации их отдыха непосред­ственно вблизи жилья.

Зону школ и дошкольных учреждений не­обходимо изолировать от улиц с напряжен­ным транспортным движением. Эту зону це­лесообразно располагать между жилой зоной и садом микрорайона с тем, чтобы изолиро­вать школы и дошкольные учреждения от жилых домов и образовать с садом микро­района единый массив зеленых насаждений. Возможно также дифференцированное раз­мещение зоны школ и дошкольных учреж­дений в нескольких местах микрорайона на участках, изолированных от жилых домов.

Микрорайон должен включать следующие учреждения по обслуживанию населения:

  1. клуб;

  2. площадки для физкультурных за­нятий;

  3. детские ясли, сады и площадки;

  4. школы исходя из охвата 100% детей 7–14 лет и 85% подростков 15–17 лет;

  5. амбулатории;

  6. сад для отдыха населения:

    1. сады, объединенные со спортивными устройствами;

    2. придомовые сады;

    3. зеленые насаждения на участках школ и дошкольных учреждений;

    4. зеленые насаждения вдоль проездов, аллей, зеленые защитные полосы (около га­ ражей, автостоянок, котельных).

Сады микрорайонов предназначаются для отдыха населения всех возрастов как в лет­ний, так и в зимний период;

  1. столовые (домовая кухня);

  2. продовольственные магазины;

  3. предприятия бытового обслуживания (ремонт обуви и одежды, выдача хозяйственного оборудования на прокат).

studfiles.net

Жилой район

Студенты, аспиранты, молодые ученые, использующие базу знаний в своей учебе и работе, будут вам очень благодарны.

Размещено на http://www.allbest.ru/

Министерство образования и науки Российской Федерации

ФГБОУ ВПО «Тамбовский государственный технический университет»

Кафедра «Архитектура и строительство зданий»

Реферат по дисциплине «Архитектурное проектирование»

Жилой район

Выполнила студентка 5 курса

группы САР-52 Расстегаева С.И.

Проверила Гришова Т.А.

Амельянц А.А.

Тамбов 2013

1. Основные требования к организации жилого района

проектирование микрорайон ландшафтный

- общие требования

Функциональная организация города, как уже отмечалось, предполагает дифференциацию и взаимосвязь его элементов, в которых обеспечиваются трудовая деятельность, проживание, отдых и другие виды городской жизнедеятельности населения. Одну из главных функциональных частей города составляет его селитебная зона -- территория, на которой размещаются жилые районы, общественные центры, парки и другие элементы города. Селитебная зона располагается в одной или нескольких частях города. В последнем случае в городе возникает несколько селитебных районов.

Селитебный район есть крупный элемент города, органически связанный с его структурой и заключенный в определенные планировочные границы. Селитебный район, как правило, состоит из нескольких более мелких структурных образований -- жилых районов.

Жилой район является по существу основным элементом планировочной структуры селитебной территории города. Его функция -- обеспечить максимальные удобства для населения и создать выразительный архитектурный облик застройки при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических норм. Под обеспечением максимальных удобств подразумевается не только предоставление жилой площади в домах со всеми коммунальными удобствами, но и строительство учреждений культурно-бытового обслуживания населения -- школ, детских садов и яслей, магазинов, кинотеатров, клубов, спортивных сооружений и т. п., а также организация системы общественного транспорта. Таким образом, проектирование систем учреждений культурно-бытового обслуживания, озеленения, движения пешеходов и транспорта представляет собой важнейшие стороны социальной организации жизни населения, без понимания которых невозможно грамотное решение планировки и застройки жилых районов.

Жилой район -- законченный архитектурно-планировочный структурный элемент жилой застройки, состоящий, как правило, из нескольких микрорайонов, объединенных общественным центром, обеспечивающим законченный комплекс периодического и частично эпизодического обслуживания населения; границами жилого района служат магистральные улицы общегородского и районного значения.

Численность населения жилого района при застройке 4--5-этажными домами составляет примерно 25--30 тыс. человек. Применение жилых домов большей этажности может увеличить численность населения жилого района до 40--60 тыс. человек и более. Такой жилой район может быть размещен в пределах двух-трех крупных межмагистральных территорий.

- формирование жилых районов

Формирование жилых районов зависит от величины города и планировочной структуры его селитебной территории, ее конфигурации и расчлененности, а также от проектируемого размещения основных мест приложения труда в городе, транспортного обслуживания, системы общественных центров и зеленых насаждений. Жилой район разрабатывается на основе генерального плана города, в котором определены основные градостроительные условия его развития: значение в формировании архитектурного облика той или иной части города, организация общественного транспорта, интенсивность использования территории (плотность застройки, этажность жилых домов), расположение объектов общегородского значения, в том числе мест приложения труда, культурных, учебных, медицинских и других центров. Таким образом, проектирование жилых районов осуществляется на основе генерального плана города, в котором должна быть решена система функционального зонирования, определено положение селитебных зон, установлены границы планировочных районов, система магистралей и улиц, намечены места размещения общегородских центров, этажность застройки. В небольших городах селитебная территория фактически равна жилому району, и в этом случае центр города территориально совпадает с центром района.

При планировке и застройке городов следует учитывать, что жилые районы должны быть обеспечены всеми необходимыми видами культурно-бытового обслуживания населения по действующим нормам с учетом применения наиболее рациональных типов обслуживающих учреждений и равномерного их размещения на территории района при их удобной пешеходной доступности. Все эти учреждения должны иметь соответствующие нормам участки, отдельные от участков жилых домов.

Кроме того, в районе необходимо создать нормальные гигиенические условия для жизни и отдыха населения с точки зрения инсоляции и проветривания жилищ и обслуживающих учреждений, а также окружающих их пространств, охраны чистого воздуха, разделения движения транспорта и пешеходов и уменьшения городского шума; для развития физической культуры должна быть создана благоприятная обстановка в виде единой непрерывной системы зеленых насаждений. Расположение застройки и озеленение района должны отвечать требованиям создания выразительной архитектурно-пространственной среды и одновременно не превышать установленную стоимость строительства и благоустройства.

Жилые районы в свою очередь разделяются на микрорайоны площадью 20--30 га и численностью жителей от 6 до 9 тыс. Население микрорайона при высокой этажности застройки может быть увеличено до 12--18 тыс. человек. Число микрорайонов зависит от размеров жилого района и многих местных условий. В зависимости от конкретной планировочной ситуации жилой район проектируют в виде группы микрорайонов или в виде единой территории -- укрупненного микрорайона.

- принцип ступенчатости

В результате построения системы функционального членения каждого из элементов планировочных структур города селитьба имеет две четко выраженные категории территорий: жилую, которая фигурирует только в микро-районах, и общественного назначения для различных функций обслуживания.

Как уже указывалось, в советском градостроительстве в основу организации системы обслуживания положен принцип ступенчатости -- все учреждения обслуживания подразделяются на учреждения повседневного, периодического и эпизодического пользования.

К первой ступени относятся учреждения, призванные удовлетворять повседневные потребности населения: школы, детские сады-ясли, магазины, предприятия торговли, общественного питания, повседневного пользования и т. п., радиус доступности которых установлен нормами и составляет в среднем 300--500 м. Это соответствует размещению этих учреждении в жилом районе.

Ко второй ступени относятся учреждения, призванные удовлетворять периодические потребности населения: это клубы, кинотеатры, библиотеки, универсальные залы и т. п., радиус доступности которых составляет в среднем 700--1200 м, что соответствует размещению этих учреждений в центре жилого района.

К третьей ступени относятся учреждения, призванные удовлетворять эпизодические потребности населения: это административные, культурно-бытовые и учреждения общегородского значения -- горсовет, главный почтамт, театры, универсальные магазины и т. п., которые предназначаются для обслуживания всего города.

Учреждения повседневного и периодического пользования относятся к массовым видам обслуживающих учреждений и размещаются в пределах жилых районов.

Определение состава обслуживающих учреждений повседневного и периодического пользования, их расчет и размещение целесообразно, проводить единовременно, на всю территорию жилого района по соответствующим нормам (СНиП). Такая методика позволяет более гибко решать вопросы взаимного размещения учреждений повседневного и периодического пользования.

Основная особенность организации системы культурно-бытового обслуживания в жилых районах заключается в том, что учреждения повседневного пользования образуют сеть равнозначных точек обслуживания в жилых группах и микрорайонных центрах, а учреждения периодического пользования размещаются комплексно, формируя общественно-торговый центр жилого района города.

- виды систем учреждений

Для удобства обслуживания населения учреждениями повседневного пользования территории жилых районов подразделяется на части (микрорайоны, кварталы, группы, зоны влияния), которые в зависимости от конкретных условий и принятого в проекте решения могут представлять собой закрытые и открытые системы.

К закрытым относятся системы, в которых определенные виды учреждений обслуживания располагаются в пределах четко выраженных планировочных границ, например микрорайоны или жилые кварталы, ограниченные жилыми улицами, аллеями, проездами, зелеными насаждениями и т. п.

К открытым относятся системы, в которых обслуживающие учреждения планировочно не прикрепляются к жилой застройке, например чередование массивов жилой застройки с обслуживающими учреждениями, полосовое размещение жилья и участков обслуживающих учреждений, свободное размещение жилых групп.

Наряду с учреждениями культурно-бытового обслуживания населения необходимо проектировать системы зеленых насаждений и спортивных устройств. Система зеленых насаждений жилого района является частью общегородской системы зеленых насаждений. К зеленым насаждениям района относятся: парки и сады общего пользования районного и микрорайонного значения, озелененные участки культурно-бытовых сооружений, скверы, бульвары и уличные посадки. Зеленые насаждения района обычно проектируются крупными массивами с учетом топографических особенностей территории: вся система зеленых насаждений, находящаяся в общем пользовании, объединяется и соединяется с насаждениями соседних районов.

Зеленые насаждения можно разделить на насаждения повседневного, ограниченного пользования -- дворы жилых домов и участки детских и других учреждений и периодического пользования -- сады, парки и бульвары.

Парк жилого района, бульвары, озелененные проспекты и т. п. являются составными частями общественной зоны района. Как правило, парк жилого района располагают вблизи общественного центра, в увязке с размещением спортивного комплекса жилого района. Территорию парка рекомендуется зонировать, предусматривая участки для массового отдыха, спорта, развлечений, для тихого индивидуального отдыха, игр детей и т. п.

Бульвары и пешеходные аллеи проектируются по направлениям основных потоков пешеходного движения. При этом желательно, чтобы они объединяли между собой озелененные территории, парки, скверы, участки школ и детских учреждений и создавали удобные подходы к общественным зданиям, остановкам транспорта, местам отдыха, а также условия для улучшения свойств воздушной среды города.

- застройка жилых районов

Физкультурные и спортивные сооружения жилого района дополняют систему зеленых насаждений. Набор спортивных сооружений района обычно состоит из спортивного комплекса, включающего спортивное ядро и специализированные площадки, стадион, плавательный бассейн, спортивный зал, тренировочное поле и места отдыха для спортсменов и зрителей. Зеленые насаждения и физкультурно-спортивные сооружения жилого района рекомендуется проектировать как взаимосвязанную систему, вытекающую из ландшафтных особенностей территории.

Размеры участков функциональных зон общественных центров жилых районов в определенной степени зависят от климатических районов, в которых они строятся, и от этажности их застройки. Территория общественного центра может быть разбита на зоны.

Планировка и застройка жилых районов зависит от многих условий, часть из которых может быть отнесена к градостроительным предпосылкам, определяющим архитектурно-пространственную структуру района.

К числу градостроительных предпосылок, влияющих на общую архитектурно-пространственную композицию района, следует отнести природно-климатические, ландшафтные и другие местные планировочные условия проектируемого района, вытекающие из общего решения генерального плана города, а также приемы построения жилой среды -- типы жилых и общественных зданий, благоустройства территории и условия восприятия застройки.

В сумме факторов, влияющих на архитектурно-пространственную структуру района, всегда имеется главный, который в конкретной обстановке является определяющим. Одним из них может быть природно-климатический фактор.

Природно-климатические условия проектируемого района необходимо учитывать при разработке проекта планировки и застройки. Однако в ряде случаев, когда они выражены особенно ярко, они определяют основную идею решения. Так, в условиях Крайнего Севера и жаркого юга необходимы защита от неблагоприятных климатических условий и максимальное приближение жилых домов к общественному центру и остановкам транспорта.

Кроме того, наличие сильных ветров вынуждает создавать преграды от их дискомфортного воздействия, т. е. влияет на направление улиц, размещение центра, необходимость проветривания территории, что также обусловливает направление улиц и бульваров, их ширину и конфигурацию. Или, например, возможность затопления территории делает целесообразным создание системы дамб, а также искусственных уровней или платформ для движения пешеходов, что в значительной степени может определить общую идею решения района и его общественной зоны.

- ландшафтные особенности территории

Выявление особенностей рельефа средствами планировки и застройки придает жилому району характерные черты, обогащает силуэт застройки, создает соответствующий микроклимат. Так, рельеф местности -- нейтральный (с уклонами до 5%) или активный (с уклонами от 8--10 до 15--20%)-- по-разному влияет на характер планировочной организации территории, на размещение общественного центра района, жилых микрорайонов, дорог и пешеходных аллей.

Водоемы и зеленые насаждения также могут явиться основой для выбора композиционного приема архитектурно-пространственного решения застройки. В непосредственной близости к водоему -- будь то река, озеро или пруд, как правило, наиболее целесообразно проектировать общественное здание или зону отдыха. Большие композиционные возможности дает умелое использование зеленых насаждений; от их характеристики (большой компактный массив в центре района, на периферии или разбросанные группы деревьев, вырубленный лес) может зависеть как система размещения жилья и общественных зданий, так и система проездов и пешего движения.

Таким образом, ландшафтные особенности территории, рельеф местности, наличие и характер зеленых насаждений и водных поверхностей в значительной степени помогают придать району выразительный, запоминающийся архитектурный облик.

Размещение района по отношению к месту приложения труда также может оказаться определяющим для архитектурно-планировочного решения района -- композиции общественного центра, выбора направления пешеходных улиц и т. п.

Для жилых районов, расположенных в непосредственной близости к месту приложения труда большей части населения, важное значение приобретает организация кратчайшей пешеходной связи между жильем и промышленностью, которая может получить планировочное решение в виде проспекта или бульвара, вдоль которого могут быть размещены основные учреждения периодического обслуживания. Если промышленное предприятие не требует создания большой защитной зоны, то общественный центр может быть размещен на стыке жилой и промышленной зон.

Структура жилого района может зависеть и от расположения транспортных артерий. Так, при размещении района вдоль линий скоростной автомагистрали, метро, скоростного трамвая или монорельса планировка района, как правило, тесно связана с размещением остановок транспорта и может иметь линейную или фокусную структуру.

Связи жилого района с другими жилыми районами, промышленными предприятиями, центром, зонами отдыха и иными важными для населения частями города осуществляются магистральными улицами. Сообщение внутри жилого района проходит через местные улицы и внутренние проезды, а движение пешеходов -- по пешеходным аллеям.

- организация системы движения

Выделение магистральных улиц позволяет сконцентрировать на них основную часть городского движения. Магистральные улицы должны быть дифференцированы с учетом возрастающих требований транспорта. С этих же позиций решаются поперечный профиль и развязки движения на перекрестках. Организация движения должна обеспечить необходимые скорости, не создавая опасности для движения транспорта и пешеходов. В то же время жилые улицы освобождаются от сквозного движения и предназначаются лишь для перемещения людей и машин внутри жилой застройки с выходами к магистральным улицам.

Густота и начертание жилых улиц зависят от типа жилых домов, приема их группировки, объединения в микрорайоны, от расположения зеленых насаждений и центров обслуживания, а также от рельефа. Учет рельефа необходим для обеспечения условий движения транспорта, для отвода поверхностного стока вод и нормального развития подземных сооружений.

Сеть улиц и проездов жилого района проектируется с учетом разделения автомобильного транспорта и пешеходов: ограничения до минимума въездов и выездов с магистральных улиц на жилые улицы и проезды местного значения; обеспечения удобных подъездов к жилым домам и общественным зданиям при условии исключения сквозного проезда по жилым территориям.

Для обеспечения возможности подъезда к каждому входу жилого дома и к общественным зданиям проектируется система внутренних проездов.

Следует учитывать, что удаленность проезда от входа в жилой дом не должна превышать 80 м, а построение внутренних проездов должно отвечать принятой системе застройки.

Остановки общественного транспорта -- трамвая, автобуса, троллейбуса -- проектируются через 350-- 400 м, остановки скоростного общественного транспорта -- метрополитена, скоростного трамвая -- через 1,5-- 2 км. Дальность подхода к остановке общественного транспорта, как правило, не должна превышать 500 м.

Основным принципом организации системы движения пешеходов и внутрирайонного транспорта является их разделение. Разделение может быть решено как в одной плоскости -- в плоскости поверхности земли, так и в разных, за счет использования подземного уровня или системы эстакад и платформ для движения пешеходов проектируется специальная сеть улиц, аллей или бульваров, трассы которых по возможности не должны пересекаться с проездами в местах активного транспортного движения.

Движение пешеходов может быть разделено на целенаправленное и прогулочное.

Целенаправленные пешеходные пути должны обеспечивать кратчайший подход к цели: к остановкам общественного транспорта, к общест-венному центру жилого района, школам, стадиону и т. п., а также к месту приложения труда.

- плотность жилого фонда

Составной частью решения системы транспорта в жилом районе является размещение гаражей и автостоянок для индивидуального автотранспорта. В соответствии с действующими нормами в жилых микрорайонах гаражи должны быть запроектированы из расчета на перспективу 150--200 машин на 1000 жителей. Площадь автостоянки определяется из расчета 25 м2 на одну машину. Общее число мест (помимо гаражей) на открытых стоянках, размещаемых в жилом районе, должно соответствовать 30--50 % числа мест в гаражах. Гаражи и автостоянки рекомендуется размещать на внутренних проездах, при въезде на территорию микрорайона, а также использовать для этой цели подземное пространство как в жилой зоне, так и в зоне общественного центра района.

Стоянки должны быть удобны для жителей и не ухудшать санитарное состояние жилой среды.

Учитывая развитие велосипедного спорта и велосипедного транспорта, в профиле улиц и бульваров желательно предусмотреть велосипедные дорожки, минимальная ширина которых принимается 2,5 м.

При проектировании жилого района необходимо стремиться к интенсивному использованию территории, т. е. к увеличению выхода общей (полезной) площади жилых домов 1 га территории и соответствующему сокращению затрат на инженерное оборудование и благоустройство.

Интенсивность использования территории выражается через показатель плотности «брутто» жилого фонда -- количества метров общей (полезной) площади жилых домов на 1 га территории жилого района.

Плотность жилого фонда -- важнейший критерий экономичности планировочного решения. Однако повышенную плотность следует рассматривать не как определяющий принцип, а как одну из исходных позиций, с учетом которой надо принимать то или иное архитектурно-пространственное решение.

Одним из ответов на эту задачу можно считать использование промежуточных этажей для создания зон отдыха, другим -- освоение подземного пространства для проездов, складов, гаражей и других нужд коммунального обслуживания. Таким образом, возможности повышения интенсивности использования территории заключаются в применении новых типов жилых домов сложного плана, в перераспределении функциональных зон, в «многоярусности» решения сооружений и территорий, т. е. фактически в увеличении «этажности» территории.

Для оценки интенсивности использования территории, а также обеспеченности населения участками для размещения жилых зданий, учреждений обслуживания, зеленых насаждений и спортивных сооружений необходимо составлять баланс территории.

В целом планировочное решение жилых районов сводится к взаимосвязи двух основных зон -- жилой, т. е. территории микрорайонов, и общественной, т. е. территорий общественного центра, сада, бульваров, площадей. При этом общественная зона является как бы интерьером жилого района. От характера их планировочного и объемно-пространственного решения во многом зависит общий архитектурный облик района. Жилая зона представляет собой как бы основную «ткань», в пределах которой формируется общественная зона.

2. Формирование жилого микрорайона

С середины 50-х годов микрорайон является важнейшим структурным элементом селитебной территории городов. В микрорайонах размещаются центры или учреждения первичного и повседневного обслуживания, что и определяет их разделение на жилую территорию и территорию общественную. Население микрорайона может колебаться от 4 до 15 тыс. чел.

Это зависит от плотности, принятой в данном месте, характера застройки и конфигурации ее границ, размеров жилого района, в котором данный микрорайон находится, и т. д.

Основные общественные учреждения микрорайона - школа, а также культурно-бытовые, торговые и детские учреждения.

Особая роль в микрорайонном структурировании жилой среды принадлежит школьным зданиям. Во многих случаях определение размеров территории и численности населения микрорайонов при той или иной этажности застройки устанавливается в зависимости от возможной вместимости школ и детских учреждений. Это объясняется в первую очередь тем, что в пределах микрорайона ребенок должен передвигаться, не пересекая автомобильных магистралей. Принимая для размещения в микрорайоне типовую школу на 960 учащихся и тем самым предопределяя численность обслуживаемого школой населения в 6000 чел. (при норме 160 школьных мест на 1000 жителей), можно установить, что территория микрорайона 4 - 5-этажной застройки (при плотности жилого фонда брутто 2800 м2 на 1 га) должна быть примерно 20 га.

Увеличение площади микрорайона иногда приводит к размещению в нем не одной, а двух школ с числом мест, соответствующим численности обслуживаемого населения. Изменение этажности застройки и плотности жилого фонда вносит изменения в численность населения и влияет на выбор типовой школы и размеры территории микрорайона. При таком подсчете численность населения отдельных микрорайонов может колебаться в следующих пределах: в зоне многоэтажной застройки - 6 - 10 тыс. человек, в зоне малоэтажной застройки - 4 - 6 тыс. человек, в пределах усадебной застройки - 2 - 4 тыс. человек.

В застройке микрорайона, формировании внутренних пространств жилых комплексов могут употребляться различные формы построек. Прямолинейные формы делают постоянные, геометрически упорядоченные системы застройки, криволинейные в плане строения, при их свободном размещении, сформировывают живописные системы.

Контрастная композиция микрорайона, центр которого акцентирован зданиями завышенной этажности

Схема застройки микрорайона Шешкинес в Вильнюсе (основная композиционная ось -- пешеходная улица, ведущая к публичному центру)

Композиция микрорайона, подчиненная задачкам застройки прилегающих городских магистралей и рассчитанная на преимущественное восприятие из наружного места (проект микрорайона на Васильевском полуострове в Ленинграде): 1 -- пункт первичного обслуживания; 2 -- детский сад-ясли; 3 -- хозяйственный блок; 4 -- публичный центр; 5, 6 -- школы на 1104 и 2208 мест; 7 -- АТС; 8-- гараж; 9 -- торговый центр; 10 -- стадион

Но композиция может быть и оживленной, фокусированной, направленной на подчеркивание, акцентирование отдельных частей микрорайона, к примеру публичного центра, городской магистрали, набережной. В критериях соответствующего рельефа динамичность проявляется в повышении плотности, этажности, силуэте застройки, размещении градостроительных доминант

Архитектурно - пространственная композиция жилого района. Жилой район, как 3-ий уровень социально и и пространственной организации жилой застройки, обладает более сложной функционально-планировочной структурой и соответственно более сложной архитектурно-про-

Композиция застройки микрорайонов на базе различных первичных компонент (по мере их роста): В-застройка в виде 2-ух больших объемно-пространственных комплексов с замкнутым внутренним местом (микрорайон Лужины, Прага); г -- то же, с полуоткрытыми дворовыми местами (проект экспериментального микрорайона Румлево в Гродно)|

Композиция застройки микрорайонов на базе различных первичных компонент (по мере их роста):

Д -- застройка в виде одного объемно-пространственного комплекса (микрорайон Мальме, Швеция) странственной композицией, в какой элементы нижних уровней первичные жилые группы и микрорайоны -- соединяются публичным центром, системой улиц и магистралей, рекреационных территорий обще районного значения в строительный ансамбль либо систему ансамблей района.

3. Композиционные задачи проектирования жилых районов и микрорайонов

Особенностью современного этапа развития архитектуры является представление о равноценности всех видов застройки жилого района с точки зрения ее художественной ценности.

Не только центр, но и жилые здания, и благоустройство междомовых территорий, и пешеходные внутренние проходы - все должно быть подчинено принципам гармоничного построения среды. Однако роль центра и жилых зон в этом гармоничном целом различны.

Разделение композиционных ролей общественных и жилых элементов в жилых районах современного города определено принципами их пространственной организации.

Они обусловливают спокойное, «фоновое» решение жилой застройки, расположенной в зелени внутриквартирных пространств, и концентрацию общественных сооружений в общественных центрах как микрорайонного, так и районного масштаба.

Различие композиционной роли рядовых и уникальных градостроительных элементов типично для всех этапов истории архитектуры, но масштабы этой проблемы в современной советской архитектуре выросли в основном под влиянием огромных объемов нового строительства.

Это определяет закономерности формообразования массовой застройки. Одной из главных задач современной советской архитектуры стала организация крупных фрагментов застройки города - его новых жилых образований. Объектом творчества является здесь сложная объемно-пространственная система, образованная связанными между собой пространственными и пластическими архитектурными элементами.

4. Методика разработки проекта жилого района

Процесс работы над проектом можно разбить на основные этапы: подготовительный, этап творческого поиска, этап творческой разработки и этап графического исполнения.

Подготовительный этап имеет целью воспитание навыков в решении поставленной проектной задачи. Он включает:

изучение задания и ландшафтно-планировочных условий проектирования;

изучение истории вопроса и имеющейся информации по теме проектирования;

составление схем, характеризующих условия размещения района в городе (классификация магистралей, выявление остановочных пунктов, скоростного и общественного транспорта, мест приложения труда и т. д.);

уяснение взаимосвязи между социальными требованиями и функциональной и планировочной организацией жилого района.

Результат подготовительного этапа должен выражаться в осмыслении конкретных функциональных и архитектурно-пространственных задач. К ним относится определение места и значения района в городе, условий его восприятия со стороны основных подъездов, видов общественного транспорта, обслуживающего район, возможного размещения остановок общественного транспорта, размещения ближайших мест приложения труда и направления кратчайших пешеходных связей к местам приложения труда и остановкам транспорта. Происходят также изучение рельефа территории, ориентации склонов, размещение существующих зеленых насаждений, водных поверхностей и т. п. Наряду с графическим анализом территории на этом этапе проводятся предварительный расчет численности населения района и функциональное зонирование территории.

Жилой район «Солнцеград»

Район расположится в 2 км к востоку от Москвы в Балашихинском районе Московс кой области.

Жилой район « Дружба»

Месторасположение жилого района “Дружба-1” предопределило его ответственную роль в формировании одного из главных въездов в столицу Республики Беларусь со стороны Бреста.

На выбор объемно-пространственной структуры района повлияли характерные особенности окружающего ландшафта, сложившаяся транспортная и инженерная инфраструктура. Проходящий через середину проектируемого участка естественный тальвег членит его территорию на три части. Минская кольцевая автомобильная дорога ограничивает район с юга, зона железнодорожной линии Минск -- Брест с северо-запада, Лошицкая водно-зеленая система -- с севера и с северо-запада -- проспект Дзержинского.

Жилой район у поселка Новинки

Местоположение: Нижегородская область, Богородский район, у поселка Новинки

Площадь земельного участка: 267 га

Общая площадь жилья: 1 миллион квадратных метров

Проекты школ и детских садов

Школа на 1400 мест

Детский сад на 220 мест

Детский сад на 190 мест

Размещено на Allbest.ru

otherreferats.allbest.ru

Основные требования к организации жилого района

проектирование микрорайон ландшафтный

- общие требования

Функциональная организация города, как уже отмечалось, предполагает дифференциацию и взаимосвязь его элементов, в которых обеспечиваются трудовая деятельность, проживание, отдых и другие виды городской жизнедеятельности населения. Одну из главных функциональных частей города составляет его селитебная зона -- территория, на которой размещаются жилые районы, общественные центры, парки и другие элементы города. Селитебная зона располагается в одной или нескольких частях города. В последнем случае в городе возникает несколько селитебных районов.

Селитебный район есть крупный элемент города, органически связанный с его структурой и заключенный в определенные планировочные границы. Селитебный район, как правило, состоит из нескольких более мелких структурных образований -- жилых районов.

Жилой район является по существу основным элементом планировочной структуры селитебной территории города. Его функция -- обеспечить максимальные удобства для населения и создать выразительный архитектурный облик застройки при соблюдении необходимых санитарно-гигиенических норм. Под обеспечением максимальных удобств подразумевается не только предоставление жилой площади в домах со всеми коммунальными удобствами, но и строительство учреждений культурно-бытового обслуживания населения -- школ, детских садов и яслей, магазинов, кинотеатров, клубов, спортивных сооружений и т. п., а также организация системы общественного транспорта. Таким образом, проектирование систем учреждений культурно-бытового обслуживания, озеленения, движения пешеходов и транспорта представляет собой важнейшие стороны социальной организации жизни населения, без понимания которых невозможно грамотное решение планировки и застройки жилых районов.

Жилой район -- законченный архитектурно-планировочный структурный элемент жилой застройки, состоящий, как правило, из нескольких микрорайонов, объединенных общественным центром, обеспечивающим законченный комплекс периодического и частично эпизодического обслуживания населения; границами жилого района служат магистральные улицы общегородского и районного значения.

Численность населения жилого района при застройке 4--5-этажными домами составляет примерно 25--30 тыс. человек. Применение жилых домов большей этажности может увеличить численность населения жилого района до 40--60 тыс. человек и более. Такой жилой район может быть размещен в пределах двух-трех крупных межмагистральных территорий.

- формирование жилых районов

Формирование жилых районов зависит от величины города и планировочной структуры его селитебной территории, ее конфигурации и расчлененности, а также от проектируемого размещения основных мест приложения труда в городе, транспортного обслуживания, системы общественных центров и зеленых насаждений. Жилой район разрабатывается на основе генерального плана города, в котором определены основные градостроительные условия его развития: значение в формировании архитектурного облика той или иной части города, организация общественного транспорта, интенсивность использования территории (плотность застройки, этажность жилых домов), расположение объектов общегородского значения, в том числе мест приложения труда, культурных, учебных, медицинских и других центров. Таким образом, проектирование жилых районов осуществляется на основе генерального плана города, в котором должна быть решена система функционального зонирования, определено положение селитебных зон, установлены границы планировочных районов, система магистралей и улиц, намечены места размещения общегородских центров, этажность застройки. В небольших городах селитебная территория фактически равна жилому району, и в этом случае центр города территориально совпадает с центром района.

При планировке и застройке городов следует учитывать, что жилые районы должны быть обеспечены всеми необходимыми видами культурно-бытового обслуживания населения по действующим нормам с учетом применения наиболее рациональных типов обслуживающих учреждений и равномерного их размещения на территории района при их удобной пешеходной доступности. Все эти учреждения должны иметь соответствующие нормам участки, отдельные от участков жилых домов.

Кроме того, в районе необходимо создать нормальные гигиенические условия для жизни и отдыха населения с точки зрения инсоляции и проветривания жилищ и обслуживающих учреждений, а также окружающих их пространств, охраны чистого воздуха, разделения движения транспорта и пешеходов и уменьшения городского шума; для развития физической культуры должна быть создана благоприятная обстановка в виде единой непрерывной системы зеленых насаждений. Расположение застройки и озеленение района должны отвечать требованиям создания выразительной архитектурно-пространственной среды и одновременно не превышать установленную стоимость строительства и благоустройства.

Жилые районы в свою очередь разделяются на микрорайоны площадью 20--30 га и численностью жителей от 6 до 9 тыс. Население микрорайона при высокой этажности застройки может быть увеличено до 12--18 тыс. человек. Число микрорайонов зависит от размеров жилого района и многих местных условий. В зависимости от конкретной планировочной ситуации жилой район проектируют в виде группы микрорайонов или в виде единой территории -- укрупненного микрорайона.

- принцип ступенчатости

В результате построения системы функционального членения каждого из элементов планировочных структур города селитьба имеет две четко выраженные категории территорий: жилую, которая фигурирует только в микро-районах, и общественного назначения для различных функций обслуживания.

Как уже указывалось, в советском градостроительстве в основу организации системы обслуживания положен принцип ступенчатости -- все учреждения обслуживания подразделяются на учреждения повседневного, периодического и эпизодического пользования.

К первой ступени относятся учреждения, призванные удовлетворять повседневные потребности населения: школы, детские сады-ясли, магазины, предприятия торговли, общественного питания, повседневного пользования и т. п., радиус доступности которых установлен нормами и составляет в среднем 300--500 м. Это соответствует размещению этих учреждении в жилом районе.

Ко второй ступени относятся учреждения, призванные удовлетворять периодические потребности населения: это клубы, кинотеатры, библиотеки, универсальные залы и т. п., радиус доступности которых составляет в среднем 700--1200 м, что соответствует размещению этих учреждений в центре жилого района.

К третьей ступени относятся учреждения, призванные удовлетворять эпизодические потребности населения: это административные, культурно-бытовые и учреждения общегородского значения -- горсовет, главный почтамт, театры, универсальные магазины и т. п., которые предназначаются для обслуживания всего города.

Учреждения повседневного и периодического пользования относятся к массовым видам обслуживающих учреждений и размещаются в пределах жилых районов.

Определение состава обслуживающих учреждений повседневного и периодического пользования, их расчет и размещение целесообразно, проводить единовременно, на всю территорию жилого района по соответствующим нормам (СНиП). Такая методика позволяет более гибко решать вопросы взаимного размещения учреждений повседневного и периодического пользования.

Основная особенность организации системы культурно-бытового обслуживания в жилых районах заключается в том, что учреждения повседневного пользования образуют сеть равнозначных точек обслуживания в жилых группах и микрорайонных центрах, а учреждения периодического пользования размещаются комплексно, формируя общественно-торговый центр жилого района города.

- виды систем учреждений

Для удобства обслуживания населения учреждениями повседневного пользования территории жилых районов подразделяется на части (микрорайоны, кварталы, группы, зоны влияния), которые в зависимости от конкретных условий и принятого в проекте решения могут представлять собой закрытые и открытые системы.

К закрытым относятся системы, в которых определенные виды учреждений обслуживания располагаются в пределах четко выраженных планировочных границ, например микрорайоны или жилые кварталы, ограниченные жилыми улицами, аллеями, проездами, зелеными насаждениями и т. п.

К открытым относятся системы, в которых обслуживающие учреждения планировочно не прикрепляются к жилой застройке, например чередование массивов жилой застройки с обслуживающими учреждениями, полосовое размещение жилья и участков обслуживающих учреждений, свободное размещение жилых групп.

Наряду с учреждениями культурно-бытового обслуживания населения необходимо проектировать системы зеленых насаждений и спортивных устройств. Система зеленых насаждений жилого района является частью общегородской системы зеленых насаждений. К зеленым насаждениям района относятся: парки и сады общего пользования районного и микрорайонного значения, озелененные участки культурно-бытовых сооружений, скверы, бульвары и уличные посадки. Зеленые насаждения района обычно проектируются крупными массивами с учетом топографических особенностей территории: вся система зеленых насаждений, находящаяся в общем пользовании, объединяется и соединяется с насаждениями соседних районов.

Зеленые насаждения можно разделить на насаждения повседневного, ограниченного пользования -- дворы жилых домов и участки детских и других учреждений и периодического пользования -- сады, парки и бульвары.

Парк жилого района, бульвары, озелененные проспекты и т. п. являются составными частями общественной зоны района. Как правило, парк жилого района располагают вблизи общественного центра, в увязке с размещением спортивного комплекса жилого района. Территорию парка рекомендуется зонировать, предусматривая участки для массового отдыха, спорта, развлечений, для тихого индивидуального отдыха, игр детей и т. п.

Бульвары и пешеходные аллеи проектируются по направлениям основных потоков пешеходного движения. При этом желательно, чтобы они объединяли между собой озелененные территории, парки, скверы, участки школ и детских учреждений и создавали удобные подходы к общественным зданиям, остановкам транспорта, местам отдыха, а также условия для улучшения свойств воздушной среды города.

- застройка жилых районов

Физкультурные и спортивные сооружения жилого района дополняют систему зеленых насаждений. Набор спортивных сооружений района обычно состоит из спортивного комплекса, включающего спортивное ядро и специализированные площадки, стадион, плавательный бассейн, спортивный зал, тренировочное поле и места отдыха для спортсменов и зрителей. Зеленые насаждения и физкультурно-спортивные сооружения жилого района рекомендуется проектировать как взаимосвязанную систему, вытекающую из ландшафтных особенностей территории.

Размеры участков функциональных зон общественных центров жилых районов в определенной степени зависят от климатических районов, в которых они строятся, и от этажности их застройки. Территория общественного центра может быть разбита на зоны.

Планировка и застройка жилых районов зависит от многих условий, часть из которых может быть отнесена к градостроительным предпосылкам, определяющим архитектурно-пространственную структуру района.

К числу градостроительных предпосылок, влияющих на общую архитектурно-пространственную композицию района, следует отнести природно-климатические, ландшафтные и другие местные планировочные условия проектируемого района, вытекающие из общего решения генерального плана города, а также приемы построения жилой среды -- типы жилых и общественных зданий, благоустройства территории и условия восприятия застройки.

В сумме факторов, влияющих на архитектурно-пространственную структуру района, всегда имеется главный, который в конкретной обстановке является определяющим. Одним из них может быть природно-климатический фактор.

Природно-климатические условия проектируемого района необходимо учитывать при разработке проекта планировки и застройки. Однако в ряде случаев, когда они выражены особенно ярко, они определяют основную идею решения. Так, в условиях Крайнего Севера и жаркого юга необходимы защита от неблагоприятных климатических условий и максимальное приближение жилых домов к общественному центру и остановкам транспорта.

Кроме того, наличие сильных ветров вынуждает создавать преграды от их дискомфортного воздействия, т. е. влияет на направление улиц, размещение центра, необходимость проветривания территории, что также обусловливает направление улиц и бульваров, их ширину и конфигурацию. Или, например, возможность затопления территории делает целесообразным создание системы дамб, а также искусственных уровней или платформ для движения пешеходов, что в значительной степени может определить общую идею решения района и его общественной зоны.

- ландшафтные особенности территории

Выявление особенностей рельефа средствами планировки и застройки придает жилому району характерные черты, обогащает силуэт застройки, создает соответствующий микроклимат. Так, рельеф местности -- нейтральный (с уклонами до 5%) или активный (с уклонами от 8--10 до 15--20%)-- по-разному влияет на характер планировочной организации территории, на размещение общественного центра района, жилых микрорайонов, дорог и пешеходных аллей.

Водоемы и зеленые насаждения также могут явиться основой для выбора композиционного приема архитектурно-пространственного решения застройки. В непосредственной близости к водоему -- будь то река, озеро или пруд, как правило, наиболее целесообразно проектировать общественное здание или зону отдыха. Большие композиционные возможности дает умелое использование зеленых насаждений; от их характеристики (большой компактный массив в центре района, на периферии или разбросанные группы деревьев, вырубленный лес) может зависеть как система размещения жилья и общественных зданий, так и система проездов и пешего движения.

Таким образом, ландшафтные особенности территории, рельеф местности, наличие и характер зеленых насаждений и водных поверхностей в значительной степени помогают придать району выразительный, запоминающийся архитектурный облик.

Размещение района по отношению к месту приложения труда также может оказаться определяющим для архитектурно-планировочного решения района -- композиции общественного центра, выбора направления пешеходных улиц и т. п.

Для жилых районов, расположенных в непосредственной близости к месту приложения труда большей части населения, важное значение приобретает организация кратчайшей пешеходной связи между жильем и промышленностью, которая может получить планировочное решение в виде проспекта или бульвара, вдоль которого могут быть размещены основные учреждения периодического обслуживания. Если промышленное предприятие не требует создания большой защитной зоны, то общественный центр может быть размещен на стыке жилой и промышленной зон.

Структура жилого района может зависеть и от расположения транспортных артерий. Так, при размещении района вдоль линий скоростной автомагистрали, метро, скоростного трамвая или монорельса планировка района, как правило, тесно связана с размещением остановок транспорта и может иметь линейную или фокусную структуру.

Связи жилого района с другими жилыми районами, промышленными предприятиями, центром, зонами отдыха и иными важными для населения частями города осуществляются магистральными улицами. Сообщение внутри жилого района проходит через местные улицы и внутренние проезды, а движение пешеходов -- по пешеходным аллеям.

- организация системы движения

Выделение магистральных улиц позволяет сконцентрировать на них основную часть городского движения. Магистральные улицы должны быть дифференцированы с учетом возрастающих требований транспорта. С этих же позиций решаются поперечный профиль и развязки движения на перекрестках. Организация движения должна обеспечить необходимые скорости, не создавая опасности для движения транспорта и пешеходов. В то же время жилые улицы освобождаются от сквозного движения и предназначаются лишь для перемещения людей и машин внутри жилой застройки с выходами к магистральным улицам.

Густота и начертание жилых улиц зависят от типа жилых домов, приема их группировки, объединения в микрорайоны, от расположения зеленых насаждений и центров обслуживания, а также от рельефа. Учет рельефа необходим для обеспечения условий движения транспорта, для отвода поверхностного стока вод и нормального развития подземных сооружений.

Сеть улиц и проездов жилого района проектируется с учетом разделения автомобильного транспорта и пешеходов: ограничения до минимума въездов и выездов с магистральных улиц на жилые улицы и проезды местного значения; обеспечения удобных подъездов к жилым домам и общественным зданиям при условии исключения сквозного проезда по жилым территориям.

Для обеспечения возможности подъезда к каждому входу жилого дома и к общественным зданиям проектируется система внутренних проездов.

Следует учитывать, что удаленность проезда от входа в жилой дом не должна превышать 80 м, а построение внутренних проездов должно отвечать принятой системе застройки.

Остановки общественного транспорта -- трамвая, автобуса, троллейбуса -- проектируются через 350-- 400 м, остановки скоростного общественного транспорта -- метрополитена, скоростного трамвая -- через 1,5-- 2 км. Дальность подхода к остановке общественного транспорта, как правило, не должна превышать 500 м.

Основным принципом организации системы движения пешеходов и внутрирайонного транспорта является их разделение. Разделение может быть решено как в одной плоскости -- в плоскости поверхности земли, так и в разных, за счет использования подземного уровня или системы эстакад и платформ для движения пешеходов проектируется специальная сеть улиц, аллей или бульваров, трассы которых по возможности не должны пересекаться с проездами в местах активного транспортного движения.

Движение пешеходов может быть разделено на целенаправленное и прогулочное.

Целенаправленные пешеходные пути должны обеспечивать кратчайший подход к цели: к остановкам общественного транспорта, к общест-венному центру жилого района, школам, стадиону и т. п., а также к месту приложения труда.

- плотность жилого фонда

Составной частью решения системы транспорта в жилом районе является размещение гаражей и автостоянок для индивидуального автотранспорта. В соответствии с действующими нормами в жилых микрорайонах гаражи должны быть запроектированы из расчета на перспективу 150--200 машин на 1000 жителей. Площадь автостоянки определяется из расчета 25 м2 на одну машину. Общее число мест (помимо гаражей) на открытых стоянках, размещаемых в жилом районе, должно соответствовать 30--50 % числа мест в гаражах. Гаражи и автостоянки рекомендуется размещать на внутренних проездах, при въезде на территорию микрорайона, а также использовать для этой цели подземное пространство как в жилой зоне, так и в зоне общественного центра района.

Стоянки должны быть удобны для жителей и не ухудшать санитарное состояние жилой среды.

Учитывая развитие велосипедного спорта и велосипедного транспорта, в профиле улиц и бульваров желательно предусмотреть велосипедные дорожки, минимальная ширина которых принимается 2,5 м.

При проектировании жилого района необходимо стремиться к интенсивному использованию территории, т. е. к увеличению выхода общей (полезной) площади жилых домов 1 га территории и соответствующему сокращению затрат на инженерное оборудование и благоустройство.

Интенсивность использования территории выражается через показатель плотности «брутто» жилого фонда -- количества метров общей (полезной) площади жилых домов на 1 га территории жилого района.

Плотность жилого фонда -- важнейший критерий экономичности планировочного решения. Однако повышенную плотность следует рассматривать не как определяющий принцип, а как одну из исходных позиций, с учетом которой надо принимать то или иное архитектурно-пространственное решение.

Одним из ответов на эту задачу можно считать использование промежуточных этажей для создания зон отдыха, другим -- освоение подземного пространства для проездов, складов, гаражей и других нужд коммунального обслуживания. Таким образом, возможности повышения интенсивности использования территории заключаются в применении новых типов жилых домов сложного плана, в перераспределении функциональных зон, в «многоярусности» решения сооружений и территорий, т. е. фактически в увеличении «этажности» территории.

Для оценки интенсивности использования территории, а также обеспеченности населения участками для размещения жилых зданий, учреждений обслуживания, зеленых насаждений и спортивных сооружений необходимо составлять баланс территории.

В целом планировочное решение жилых районов сводится к взаимосвязи двух основных зон -- жилой, т. е. территории микрорайонов, и общественной, т. е. территорий общественного центра, сада, бульваров, площадей. При этом общественная зона является как бы интерьером жилого района. От характера их планировочного и объемно-пространственного решения во многом зависит общий архитектурный облик района. Жилая зона представляет собой как бы основную «ткань», в пределах которой формируется общественная зона.

С середины 50-х годов микрорайон является важнейшим структурным элементом селитебной территории городов. В микрорайонах размещаются центры или учреждения первичного и повседневного обслуживания, что и определяет их разделение на жилую территорию и территорию общественную. Население микрорайона может колебаться от 4 до 15 тыс. чел.

Это зависит от плотности, принятой в данном месте, характера застройки и конфигурации ее границ, размеров жилого района, в котором данный микрорайон находится, и т. д.

Основные общественные учреждения микрорайона - школа, а также культурно-бытовые, торговые и детские учреждения.

Особая роль в микрорайонном структурировании жилой среды принадлежит школьным зданиям. Во многих случаях определение размеров территории и численности населения микрорайонов при той или иной этажности застройки устанавливается в зависимости от возможной вместимости школ и детских учреждений. Это объясняется в первую очередь тем, что в пределах микрорайона ребенок должен передвигаться, не пересекая автомобильных магистралей. Принимая для размещения в микрорайоне типовую школу на 960 учащихся и тем самым предопределяя численность обслуживаемого школой населения в 6000 чел. (при норме 160 школьных мест на 1000 жителей), можно установить, что территория микрорайона 4 - 5-этажной застройки (при плотности жилого фонда брутто 2800 м2 на 1 га) должна быть примерно 20 га.

Увеличение площади микрорайона иногда приводит к размещению в нем не одной, а двух школ с числом мест, соответствующим численности обслуживаемого населения. Изменение этажности застройки и плотности жилого фонда вносит изменения в численность населения и влияет на выбор типовой школы и размеры территории микрорайона. При таком подсчете численность населения отдельных микрорайонов может колебаться в следующих пределах: в зоне многоэтажной застройки - 6 - 10 тыс. человек, в зоне малоэтажной застройки - 4 - 6 тыс. человек, в пределах усадебной застройки - 2 - 4 тыс. человек.

В застройке микрорайона, формировании внутренних пространств жилых комплексов могут употребляться различные формы построек. Прямолинейные формы делают постоянные, геометрически упорядоченные системы застройки, криволинейные в плане строения, при их свободном размещении, сформировывают живописные системы.

Контрастная композиция микрорайона, центр которого акцентирован зданиями завышенной этажности

Схема застройки микрорайона Шешкинес в Вильнюсе (основная композиционная ось -- пешеходная улица, ведущая к публичному центру)

Композиция микрорайона, подчиненная задачкам застройки прилегающих городских магистралей и рассчитанная на преимущественное восприятие из наружного места (проект микрорайона на Васильевском полуострове в Ленинграде): 1 -- пункт первичного обслуживания; 2 -- детский сад-ясли; 3 -- хозяйственный блок; 4 -- публичный центр; 5, 6 -- школы на 1104 и 2208 мест; 7 -- АТС; 8-- гараж; 9 -- торговый центр; 10 -- стадион

Но композиция может быть и оживленной, фокусированной, направленной на подчеркивание, акцентирование отдельных частей микрорайона, к примеру публичного центра, городской магистрали, набережной. В критериях соответствующего рельефа динамичность проявляется в повышении плотности, этажности, силуэте застройки, размещении градостроительных доминант

Архитектурно - пространственная композиция жилого района. Жилой район, как 3-ий уровень социально и и пространственной организации жилой застройки, обладает более сложной функционально-планировочной структурой и соответственно более сложной архитектурно-про-

Композиция застройки микрорайонов на базе различных первичных компонент (по мере их роста): В-застройка в виде 2-ух больших объемно-пространственных комплексов с замкнутым внутренним местом (микрорайон Лужины, Прага); г -- то же, с полуоткрытыми дворовыми местами (проект экспериментального микрорайона Румлево в Гродно)|

Композиция застройки микрорайонов на базе различных первичных компонент (по мере их роста):

Д -- застройка в виде одного объемно-пространственного комплекса (микрорайон Мальме, Швеция) странственной композицией, в какой элементы нижних уровней первичные жилые группы и микрорайоны -- соединяются публичным центром, системой улиц и магистралей, рекреационных территорий обще районного значения в строительный ансамбль либо систему ансамблей района.

Особенностью современного этапа развития архитектуры является представление о равноценности всех видов застройки жилого района с точки зрения ее художественной ценности.

Не только центр, но и жилые здания, и благоустройство междомовых территорий, и пешеходные внутренние проходы - все должно быть подчинено принципам гармоничного построения среды. Однако роль центра и жилых зон в этом гармоничном целом различны.

Разделение композиционных ролей общественных и жилых элементов в жилых районах современного города определено принципами их пространственной организации.

Они обусловливают спокойное, «фоновое» решение жилой застройки, расположенной в зелени внутриквартирных пространств, и концентрацию общественных сооружений в общественных центрах как микрорайонного, так и районного масштаба.

Различие композиционной роли рядовых и уникальных градостроительных элементов типично для всех этапов истории архитектуры, но масштабы этой проблемы в современной советской архитектуре выросли в основном под влиянием огромных объемов нового строительства.

Это определяет закономерности формообразования массовой застройки. Одной из главных задач современной советской архитектуры стала организация крупных фрагментов застройки города - его новых жилых образований. Объектом творчества является здесь сложная объемно-пространственная система, образованная связанными между собой пространственными и пластическими архитектурными элементами.

Процесс работы над проектом можно разбить на основные этапы: подготовительный, этап творческого поиска, этап творческой разработки и этап графического исполнения.

Подготовительный этап имеет целью воспитание навыков в решении поставленной проектной задачи. Он включает:

изучение задания и ландшафтно-планировочных условий проектирования;

изучение истории вопроса и имеющейся информации по теме проектирования;

составление схем, характеризующих условия размещения района в городе (классификация магистралей, выявление остановочных пунктов, скоростного и общественного транспорта, мест приложения труда и т. д.);

уяснение взаимосвязи между социальными требованиями и функциональной и планировочной организацией жилого района.

Результат подготовительного этапа должен выражаться в осмыслении конкретных функциональных и архитектурно-пространственных задач. К ним относится определение места и значения района в городе, условий его восприятия со стороны основных подъездов, видов общественного транспорта, обслуживающего район, возможного размещения остановок общественного транспорта, размещения ближайших мест приложения труда и направления кратчайших пешеходных связей к местам приложения труда и остановкам транспорта. Происходят также изучение рельефа территории, ориентации склонов, размещение существующих зеленых насаждений, водных поверхностей и т. п. Наряду с графическим анализом территории на этом этапе проводятся предварительный расчет численности населения района и функциональное зонирование территории.

Жилой район «Солнцеград»

Район расположится в 2 км к востоку от Москвы в Балашихинском районе Московс кой области.

Жилой район « Дружба»

Месторасположение жилого района “Дружба-1” предопределило его ответственную роль в формировании одного из главных въездов в столицу Республики Беларусь со стороны Бреста.

На выбор объемно-пространственной структуры района повлияли характерные особенности окружающего ландшафта, сложившаяся транспортная и инженерная инфраструктура. Проходящий через середину проектируемого участка естественный тальвег членит его территорию на три части. Минская кольцевая автомобильная дорога ограничивает район с юга, зона железнодорожной линии Минск -- Брест с северо-запада, Лошицкая водно-зеленая система -- с севера и с северо-запада -- проспект Дзержинского.

Жилой район у поселка Новинки

Местоположение: Нижегородская область, Богородский район, у поселка Новинки

Площадь земельного участка: 267 га

Общая площадь жилья: 1 миллион квадратных метров

Проекты школ и детских садов

Школа на 1400 мест

Детский сад на 220 мест

Детский сад на 190 мест


Смотрите также

X