Радиатор что такое


Радиатор — Словарь автомеханика

Радиатор двигателя является частью охлаждающей системы автомобиля, предназначается для охлаждения циркулирующей в нем жидкости с помощью потока воздуха, создаваемого в процессе движения автомобиля и усиливаемого вентилятором.

фотогалерея:

Конструктивные особенности

Устройство радиатора охлаждения двигателя мало чем отличается от конструкции любого другого устройства с аналогичными функциями. Изготавливаются радиаторы преимущественно из меди и алюминия, как материалов прочных, удобных в ремонте и имеющих хорошие параметры теплоотдачи. Современный радиатор двигателя может быть:

  1. трубчатым;
  2. пластинчатым;
  3. иметь форму сот.

Между пластинами, сотами или трубами располагаются поперечные латунные полоски, делающие изделие более жестким, а также увеличивают площадь обдува, что повышает качество охлаждения. Постоянное круговое движение жидкого теплоносителя в системе обеспечивается специальным устройством – помпой. Все части системы соединяются между собой термостойкими патрубками, чаще всего прорезиненными.

В качестве теплоносителя, циркулирующего в радиаторе, чаще всего применяются всем известные составы, такие как антифриз или тосол, хотя многие автолюбители в теплое время заливают туда и простую дистиллированную воду. Жидкость заливается в специальный расширительный бачок, предназначаемый не только для повышения удобства наполнения, но и для обеспечения возможности расширения жидкости в системе, ведь ее объем варьируется в зависимости от температуры и давления.

Устройство радиатора охлаждения двигателя

Принудительное охлаждение радиатора осуществляется с помощью вентилятора. В современных автомобилях реализуется одна из двух концепций вентиляторов:

  • приводимые в движение коленвалом;
  • приводимые в движение отдельным электромотором.

Если первые работают постоянно, то вторые включаются автоматически только тогда, когда температура жидкости в системе охлаждения достигает критического значения. Например, такое случается при продолжительной стоянке заведенного автомобиля, когда естественный обдув радиатора встречным воздухом отсутствует.

Принцип действия

Радиатор системы охлаждения двигателя не является новым или высокотехнологичным устройством. Принцип его работы прост: тосол, циркулирующий в соприкосновении с цилиндрами двигателя, отбирает у них основную массу тепла, которое он переносит в радиатор двигателя. Теплоноситель циркулирует через радиатор тонкой струйкой по длинному и извилистому маршруту. Это позволяет воздуху хорошо обдувать соты или трубки с горячим тосолом, в некоторой степени охлаждая их. Далее остывший теплоноситель снова возвращается к цилиндрам, где опять нагревается, и процедура повторяется.

Многие модели грузовиков дополнительно оборудуются радиаторами, предназначенными для охлаждения моторного масла, что позволяет препятствовать разжижению смазки, которая таким образом не пригорает к узлам двигателя. Конструктивно он исполняется точно таким же, как водяной радиатор, разве что чаще всего имеет меньшие размеры.

Раз в год рекомендуется производит чистку радиатора.

Поломки и ремонт

Радиаторы охлаждения двигателя долговечны, но не являются неуязвимыми – они также периодически выходят из строя. Радиаторы двигателя могут загрязняться мусором и различными отложениями из системы охлаждения.

Они изнашиваются от воздействия агрессивных реагентов в условиях зимней эксплуатации автомобиля, часто пробиваются камнями и выходят из строя по другим причинам. Радиатор может пострадать из-за поломки другого элемента системы охлаждения (температурного датчика, помпы, клапана пробки и проч.).

Если радиатор поврежден, можно пойти двумя путями – заменить его или отремонтировать.

При незначительном повреждении радиатора его можно запаять, но при большой площади повреждения целесообразнее будет замена.

Согласно статистике в 80% случаев радиатор можно восстановить. Наиболее распространенная неисправность радиатора – засорение сот, из-за чего ухудшается циркуляция теплоносителя, что в последствии может привести к перегреву двигателя.

В таком случае достаточно промыть их под проточной водой. Нужно отсоединить радиатор внизу, а потом сверху направить в него как можно более мощную струю воды, что позволит вымыть все пробки.

Если радиатор начал протекать, существуют специальные герметики внешнего и внутреннего применения, позволяющие быстро устранить данную проблему.

Связанные термины

etlib.ru

Радиатор автомобильный – классификация материалов и конструкции + видео

Радиатор автомобильный, устройство которого включает в себя два бачка – верхний и нижний, а также трубки между ними, выполняет важнейшую функцию и отвечает за предотвращение перегрева двигателя. Как же это происходит, и какие виды этого узла мы можем найти в наших машинах, поговорим чуть ниже.

Радиатор нагревает воздух в системах отопления, кондиционирования и вентиляции. Охлаждает в системе рециркуляции отработанные газы, масло, которое находится в системе смазки, воздух системы турбонаддува и рабочую жидкость в случае с автоматической КПП. Существует несколько видов систем охлаждения: жидкостная, воздушная и комбинированная. В первом случае охлаждение происходит за счет потока жидкости, во втором –посредством воздуха, ну, а в третьем, соответственно, идет объединение воздушной и жидкостной систем.

Наиболее распространенным материалом, из которого изготавливается сердцевина современных радиаторов, является алюминий. Это обосновано тем, что автомобильные алюминиевые радиаторы охлаждения очень легкие, а их стоимость значительно ниже, чем медных. Однако они обладают очень малой теплопроводностью и подвержены коррозии. Автомобильный медный радиатор имеет больше достоинств, среди них: устойчивость к коррозии, высокий КПД, отличная теплопроводность. Также он является более прочным и, соответственно, долговечным. Но главный недостаток – высокая стоимость.

Еще до недавнего времени пользовались спросом радиаторы, сделанные из стали, однако из-за ее низкой теплопроводности, которая в четыре раза меньше, чем у алюминия, эти варианты сегодня практически нигде не встречаются.

Жидкостной и масляный радиатор для авто?

Безусловно, огромное значение имеют свойства материала, но это далеко не все, так как более важными факторами, отвечающими за хорошую работу, являются конструктивные особенности и устройство радиатора автомобиля. Чаще всего, в автомобилях устанавливают жидкостные агрегаты. Посредством насоса жидкость циркулирует в замкнутом контуре, тем самым охлаждая стенки цилиндра и осуществляя отвод тепла от элементов двигателя.

Нашел свое применение и масляный радиатор для авто, который отвечает за охлаждение масла. Они могут быть как высокого, так и низкого давления, а система охлаждения может быть искусственной или естественной. В первом случае установлен дополнительный вентилятор, который обеспечивает воздушный поток, и тем самым охлаждение происходит намного быстрее.

Автомобильный масляный радиатор с естественной системой охлаждения, безусловно, уступает по эффективности своему аналогу. Технология их изготовления довольно трудоемкая, поэтому этим занимаются только лишь оригинальные производители, но при этом всем и срок их службы немалый. Однако, если масляный радиатор автомобиля пришел в негодность, то, скорей всего, его необходимо заменить, т.к. ремонту они не подлежат.

Радиатор автомобильный – конструкция системы теплоотдачи

Что касается их конструкции, то они делятся на следующие виды: трубочные и спаянные. Варианты с круглыми трубками представляют собой агрегат, собранный из панелей с нанизанными на них круглыми алюминиевыми трубками. Главным их достоинством является приемлемая ценовая политика из-за малой себестоимости. К недостаткам же можно отнести низкую прочность, небольшую теплопередающую поверхность и потребность в высококачественных прокладках, которые не всегда можно найти.

Радиаторы с овальными трубками, находящиеся в средней ценовой категории, чуть лучше в эксплуатации. Это возможно из-за овального разреза, благодаря которому увеличивается площадь, отдающая тепло. Недостатки: малая прочность, потребность в прокладках высокого качества. Спаянные же радиаторы, которые отличаются более высокой прочностью и теплоотдачей, обладают еще и стоимостью, что по карману далеко не каждому. Таким образом, не столь важно, какой автомобильный радиатор, алюминиевый или медный, вы выбрали, главное – грамотное сочетание устройства и материала радиатора.

carnovato.ru

РАДИАТОР - это... Что такое РАДИАТОР?

  • РАДИАТОР — РАДИАТОР, радиатора, муж. (от лат. radio испускаю лучи, излучаю) (тех.). 1. Прибор, служащий для охлаждения воды в моторах. Трубчатый радиатор. Сотовый радиатор. 2. Нагревательный прибор центрального отопления, представляющий собою систему… …   Толковый словарь Ушакова

  • РАДИАТОР — нагревательный прибор, применяемый в системах водяного или парового отопления (см.). Наиболее распространены чугунные радиаторы, собираемые до необходимых размеров из отдельных секций. Секции могут быть одноколоночные, двухколоночные и… …   Краткая энциклопедия домашнего хозяйства

  • радиатор — батарея (отопления), теплообменник Словарь русских синонимов. радиатор сущ., кол во синонимов: 3 • маслорадиатор (1) • …   Словарь синонимов

  • РАДИАТОР — (от латинского radio излучаю), 1) устройство в двигателях внутреннего сгорания для отвода тепла от охлаждающей жидкости, циркулирующей по системе каналов (трубок), за счет излучения тепла с внешних стенок радиатора и теплообмена с окружающей… …   Современная энциклопедия

  • РАДИАТОР — (от лат. radio излучаю) 1) устройство в двигателях внутреннего сгорания для снижения температуры охлаждающей жидкости или масла, циркулирующих по системе каналов (трубок). Охлаждение осуществляется за счет излучения тепла с внешних стенок… …   Большой Энциклопедический словарь

  • РАДИАТОР — РАДИАТОР, а, муж. 1. Аппарат для охлаждения в двигателях внутреннего сгорания, в полупроводниковых приборах. 2. Нагревательный прибор в системах отопления. | прил. радиаторный, ая, ое. Толковый словарь Ожегова. С.И. Ожегов, Н.Ю. Шведова. 1949… …   Толковый словарь Ожегова

  • РАДИАТОР — 1. Грелка для парового или водяного отопления; составляется из отдельных чугунных литых элементов, представляющих пустотелые двойные колонки. 2. Прибор, служащий для охлаждения воды в авиамоторах, имеющих водяное охлаждение. Самойлов К. И.… …   Морской словарь

  • радиатор — – устройство в двигателе внутреннего сгорания для снижения температуры охлаждающей жидкости или масла. EdwART. Словарь автомобильного жаргона, 2009 …   Автомобильный словарь

  • Радиатор — радиатор: Отопительный прибор, отдающий теплоту путем конвекции и радиации... Источник: ГОСТ 31311 2005. Приборы отопительные. Общие технические условия (введен в действие Приказом Ростехрегулирования от 26.04.2006 N 80 ст) …   Официальная терминология

  • радиатор — Нагревательный прибор систем водяного или парового отопления, состоящий из одной или нескольких секций, имеющих каналы, по которым циркулирует теплоноситель вода или пар [Терминологический словарь по строительству на 12 языках (ВНИИИС Госстроя… …   Справочник технического переводчика

dic.academic.ru

радиатор - это... Что такое радиатор?

Маслонаполненные электрические радиаторы.

Маслонаполненные электрические радиаторы:панельный (слева) и секционный (справа).

радиа́тор электрический — переносной электроотопительный прибор для дополнительного обогрева жилых помещений, обладающих достаточно хорошей теплоизоляцией. Радиаторы отдают теплоту внешней поверхностью, максимальная температура которой во избежание ожога при случайном прикосновении не превышает 100—110°C; обычно средняя температура поверхности достигает 85—95°C. Существуют электрорадиаторы с промежуточным теплоносителем (таким теплоносителем служит минеральное масло) и так называемые сухие электрорадиаторы или отопительные электропанели. Преимущественное распространение получили маслонаполненные электрорадиаторы.

По сравнению с другими электрическими приборами (электрокаминами, электроконвекторами, электротепловентиляторами) маслонаполненные электрорадиаторы нагреваются медленнее — установившийся температурный режим наступает через 25—35 мин после включения. Действие масляного электрорадиатора основано на естественной конвекции (циркуляции) нагреваемого теплоносителя (обычно минерального масла). В герметичном резервуаре находится жидкий теплоноситель, заполняющий почти весь его объём, за исключением верхней части, которая служит для компенсации температурного расширения теплоносителя. В нижней части резервуара размещается электронагреватель. Слой масла вокруг включённого электронагревателя имеет более высокую температуру и меньшую плотность, чем остальное масло в резервуаре. Поэтому он всплывает вверх, образуя восходящий поток посредине между стенками резервуара, а по стенкам вниз опускается более холодное масло, отдавшее им свою теплоту.

Маслонаполненные электрорадиаторы различаются по мощности электронагревателя, конструкции резервуара, наличию устройств контроля и регулирования режима работы радиатора. Тепловая отдача электрорадиаторов (их производительность) зависит от мощности электронагревательных элементов, которая в разных радиаторах колеблется от 0,5 до 1,5 кВт. По конструкции резервуара маслонаполненные электрорадиаторы подразделяются на панельные (с резервуаром в виде плоской коробчатой панели, на обеих сторонах которой имеются углубления различной конфигурации для большей жёсткости конструкции и увеличения рабочей поверхности радиатора) и секционные, подобные радиаторам водяного отопления (их резервуар собран из нескольких одинаковых сообщающихся секций с общим нагревательным элементом) (рис.). Секционная конструкция по сравнению с плоской обеспечивает значительно большую рабочую поверхность радиатора при практически одинаковых габаритных размерах. Электрорадиаторы панельного типа более удобны для размещения, они занимают меньше места при установке у стены, однако сравнительно большая длина панелей затрудняет их перемещение в комнате. Все крупные переносные радиаторы для удобства снабжены специальными ручками или же роликовыми опорами; настенные радиаторы комплектуются приспособлениями для крепления их к стене. По типу приборов контроля и регулирования режимов работы различают электрические радиаторы с терморегуляторами, автоматически поддерживающими температуру воздуха в помещении в пределах от 10 до 30°C; со встроенным регулятором мощности, изменяющим продолжительность работы радиатора и потребляемую мощность; с переключателями для автоматического отключения радиатора при температуре поверхности, превышающей 110°C.

Периодически отключающиеся электрорадиаторы часто имеют две сигнальные лампочки: одна указывает на подключение прибора к электросети, другая зажигается только при работе нагревателя.

«Сухие» электрорадиаторы отличаются от маслонаполненных более простой конструкцией, отсутствием опасности перегрева масла и нарушения герметичности резервуара, малой инерционностью. В качестве нагревательного элемента в них используются проволока или фольга (с высоким электрическим сопротивлением). Выполняются такие электрорадиаторы обычно в виде полых панелей, внутри которых находится нагревательный элемент, либо в виде доски или листа с токопроводящим покрытием. Мощность «сухих» радиаторов от 0,2 до 2 кВт.

Энциклопедия «Жилище». - М.: Большая Российская энциклопедия. А. А. Богданов, В. И. Бородулин, Е. А. Карнаухов, В. И. Штейман. 1999.

house.academic.ru


Смотрите также

X